Недоразвитие речи

123
  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Недоразвитие речиОбщее недоразвитие речи – патология разговорных функций, при которой заметно отставание в грамматике, лексике и фонетике.


При нормальном развитии речевого аппарата, ребенок к трем годам уже спокойно говорит развернутыми предложениями: « Папа, ты когда придешь с работы?». У детей с недоразвитием речи получаются только небольшие фразы: « Мама, дай бибику!».


Характеристика общего недоразвития речи касается звуковой и смысловой стороны составленных предложений.

 

Самостоятельные высказывания у детей с общим недоразвитием речи имеют некоторые общие закономерности:

 

  • маленький словарный запас;
  • задержка с появлением речи;
  • нарушения грамматики;
  • неправильное фонемообразование;
  • недостатки в словообразовании и звукопроизношении.


Признаки общего недоразвития  речи у дошкольников делятся на три основных уровня.


Первый  уровень общего недоразвития речи подразумевает частичное или полное отсутствие принятого  разговорного языка. Дети обращаются к окружающим, пользуясь «лепетными» словами, восполняя свои лингвистические пробелы выразительной мимикой и жестами.


Ограниченность словарного запаса подкрепляется непониманием чужой речи. Ребенок путается в числительных, глаголах; падежах; существительных. Одновременно, привычные словосочетания (вроде: «Сними пальто») дети, не задумываясь, выполняют верно.


Проводя анализ разговора таких детей, можно определить такие закономерности:

 

использование лепета для описания разных явлений и предметов (биби-машина, самолет, велосипед едет и так далее);

замена названий действий названиями предметов (ако-закрыть окно, тиди-сиди, стул, сидеть на стуле).


Второй уровень общего недоразвития речи характерен тем, что ребенок в самостоятельных высказываниях начинает использовать простые предложения из двух или нескольких слов. Отмечается расширение словарного запаса, употребление грамматических конструкций с использованием обиходной речи (Де лепи сивавик –дети лепят снеговика).

 

Делая анализ таких высказываний, можно выделить пробелы в составлении всех языковых частей, дающих право говорить о недоразвитии речи у детей этой категории, а именно:

 

  • ограничение словарного запаса;
  • неумение разбираться в названиях профессий;
  • незнание основных цветов и оттенков;
  • незнание глагольного и предметного словаря.

 

Можно заметить:

 

  • неправильное построение грамматических конструкций (агграматизм);
  • отсутствие  предлогов (пат кавати –спать в кровати);
  • смешение форм падежей;
  • несогласованность прилагательных и существительных (исую каадас –рисую карандашом);
  • нарушения слоговых конструкций (лека-белка, мого-много);
  • отсутствие фонетики заменяется большим числом несформированных звуков.


Третий уровень общего недоразвития речи характерен использованием распространенных конструкций предложений. Лексический запас начинает расширятся. Появляются навыки словообразования, Однако, все еще заметны недостатки в формировании разговорной речи.

 

Особенно заметны:

 

  • трудности образования прилагательных от существительных (гиняный-глиняный);
  • лексические замены (халат-пижама, душ-мыться, будка-тут живет собачка);
  • аграмматизм;
  • нарушения звукопроизношения (деоськи игают песок- девочки играют в песке);
  • трудности при формировании незнакомых слов (пчейник-пчеловод, книзник-книголюб).


Причины общего недоразвития речи включают в себя психологические и физиологические факторы. Психологические факторы – запущенность в педагогическом воспитании, недостаток общения, свойственный детским домам. Сюда же можно отнести нехватку внимания близких людей, когда с малышом практически никто не занимается.

 

К физиологическим факторам относится:

 

  • токсикозы во время беременности мамы;
  • резус-конфликт ребенка и матери;
  • патология протекания родов;
  • родовая травма.


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение формирования разговорной системы своего родного языка. Системное недоразвитие речи – одна из главных проблем, существующих в детских дошкольных учреждениях. Грамотная речь – показатель готовности дошкольника к обучению. Письменная речь основана на устной, и дети, страдающие фонетическим недоразвитием речи, становятся потенциальными дислексиками (нарушение развития чтения) и дисграфиками (нарушение письменного развития). Устранение фонетико-фонематического отставания корректируется опытным логопедом.


Основным направлением общей психологии является правильное развитие разговорной речи. С помощью речи, человек организует свое поведение и деятельность, выражает мысли и желания. Если научить ребенка правильно произносить и употреблять слова, общаясь с окружающими, то у него открываются хорошие перспективы на дальнейшее усовершенствование родной речи.


Лексико-грамматическое недоразвитие речи является важной задачей коррекционного обучения детей и их правильного воспитания. Для того, чтобы решить эту задачу, ребенок должен научится правильно (грамматически) оформлять свои речевые предложения. Особенности речи ребенка с недоразвитием речи трудно понять, без грамматических основ языка.


Не резко выраженное общее недоразвитие речи подразумевает трудности освоения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов системы речи.

 

Особенности психологического состояния:

 

  • невнимательность;
  • неспособность к переключению;
  • не наблюдательность;
  • неразвитость логического мышления;
  • неспособность к запоминанию пройденного материала;
  • отсутствие самоконтроля.

 

Как следствие, отсюда возникают:

 

  • недостаток предпосылок для овладения учебными навыками;
  • трудности с планированием работы;
  • неспособность определения средств и путей достижения цели;
  • контроль за своей деятельностью;
  • умение находить свой темп работы.


У детей с данной патологией речи прослеживаются серьезные нарушения невербальных состояний. Главный пример – общая недостаточность моторики организма ребенка:

 

  • дети не умеют прыгать на одной ноге;
  • не могут бросать и ловить мяч;
  • имеются нарушения в моторике пальцев.

 

Именно поэтому, особенно важно уделять максимальное внимание общей коррекции моторики ребенка. Коррекцию общего недоразвития речи целесообразно проводить систематически, сразу со всеми детьми, выделяя на нее по несколько минут времени, на занятиях физкультурой или на беседах с логопедом и воспитателем.

 

Полезно проводить специальную «пальчиковую» гимнастику, так как она помогает стимулированию развития разговорной речи.


Лечение общего недоразвития речи заключается в ранней диагностике речевых отклонений и своевременной работе логопеда. Успех логопедической работы зависит от комплексного подхода:

 

  • занятий с логопедом;
  • медикаментозного лечения;
  • психологической помощи;
  • поддержки родителей.

Рекомендуем ознакомиться

Прививка от полиомиелита - инструкция, цена, отзывы, побочные эффекты, последствия, где сделать, противопоказания

Прививка от полиомиелита - инструкция, цена, отзывы, побочные эффекты, последствия, где сделать, противопоказания

Прививка от полиомиелита представлена двумя основными видами:  оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) и инактивированная полиомиелитная вакцина (И...

Анализ крови на антитела: на резус, краснуху, ветрянку, гельминтам, лямблиям, фосфолипидам, хламидиям

Анализ крови на антитела: на резус, краснуху, ветрянку, гельминтам, лямблиям, фосфолипидам, хламидиям

Анализ крови на антитела (иммуноглобулины) – комплексная диагностика заболеваний, наиболее полное обследование иммунной системы человека.

Причины эпилепсии

Причины эпилепсии

Эпилепсия – не заразное заболевание, имеющее психологическое происхождение. 

Инфаркт миокарда - заболевание сердца

Инфаркт миокарда - заболевание сердца

Инфаркт миокарда – заболевание сердца, в результате недостаточности снабжения кровью. Закупорка просвета коронарной артерии тромбом становится главной...